Сегодня в век высоких технологий уже сложно представить свою жизнь без гаджетов, электронных платежных систем, маркетплейсов, которые позволяют дистанционно распоряжаться своими денежными средствами и без сомнения значительно экономят наше время и силы. Но вместе с этим, увеличиваются случаи мошеннических действий, осуществляемых посредством телефонной связи и сети интернет.
Приведем наиболее распространенные примеры, используемые телефонными мошенниками:
На все перечисленные мошеннические схемы и не только, все еще продолжают попадаться люди старшего поколения, которые в телефонном разговоре сами диктуют номер банковской карты, срок ее действия и CVV — трехзначный код на обратной стороне, что приводит к неизбежной потери накопленных ими средств.
Во избежание подобных ситуаций не стоит, конечно, совсем отказываться от использования пластиковых карт, но можно уберечь своего пожилого родственника, стерев с обратной стороны его карты трехзначный код (это легко сделать с помощью обычного ножа), предварительно сохранив эти данные у себя. После этого картой можно будет по прежнему расплачиваться в магазинах, обналичивать денежные средства и пополнять баланс счета в банкоматах, но невозможным станет передать аферистам необходимые для них реквизиты карты, либо что-нибудь купить в сомнительном телемагазине или сделать ставку в онлайн-лотерее. Для этого Вашему пожилому родственнику необходимо будет узнать у Вас код, а Вы в свою очередь уже сможете проявить бдительность.
Все более распространенным видом мошенничества становится обман покупателей в онлайн-магазинах, в связи со ставшими очень популярными в последнее время различными маркетплейсами. В данном случае при заказе товара следует обратить внимание на наличие информации о продавце, размещенной на сайте интернет- магазина, ИНН, ОГРН. Если имеются сведения об адресе магазина, лучше проверить существует ли данный магазин. Зачастую, мошенники указывают несуществующие адреса либо по данным адресам располагаются иные организации. Достоверность ИНН и ОГРН легко проверить на сайте ФНС России. Кроме того, информацию о добросовестности продавца Вы можете узнать, внимательно просмотрев отзывы, среди которых найдете негативные даже за десятками фальшивых положительных оценок. В случае совершения покупок посредством электронных досок- объявлений посмотрите историю сделок продавца и ознакомьтесь с его рейтингом, многие торговые площадки предлагают подобную услугу. В случае, если продавец предлагает перечислить предоплату за товар, особенно с использованием анонимных платежных систем, электронных денег или при помощи банковского перевода на карту, выданную на имя частного лица, следует понимать, что данная сделка является опасной. Также должно насторожить, если в процессе совершения покупки при общении с менеджером магазина, Вас начинают торопить с заказом и оплатой товара, убеждая в том, что если не заказать его сейчас, то цена изменится или товар будет снят с продажи, не поддавайтесь на уговоры и трезво оценивайте свои действия. Тщательно проверяйте платежную информацию и при наличии любых сомнений откладывайте сделку.
Наряду с совершением покупок дистанционным способом, еще более популярными и заманчивыми становятся предложения об онлайн- заработке и инвестировании денежных средств.
Порой мошенникам даже не приходится вести телефонные переговоры со своими жертвами. Направив смс-сообщение с ссылкой на приложение вирусного характера, они получают доступ ко всем банковским счетам, личным кабинетам, в том числе Госуслугам.
На телефон молодой девушки поступило смс- сообщение с сайта, на котором она размещала объявление о продаже товара о том, что товар, якобы, забронирован. Для того, чтобы получить оплату за товар, ей предлагалось пройти по направленной ссылке и скачать приложение. В результате ее действий, при попытке скачивания, с ее расчетного счета были списаны денежные средства в сумме около 10000 рублей.
Во всех случаях поступления сомнительных телефонных звонков следует незамедлительно прерывать беседу, не сообщать своих персональных данных (ФИО, дату рождения, паспортные данные, сведения о регистрации), не допускать переводов денежных средств на посторонние счета, не переходить по незнакомым ссылкам, не оплачивать товар из объявлений, не убедившись в достоверности, помнить, что только несуществующие проекты или организации (пирамиды), как правило, предлагают наиболее высокий процент за короткий промежуток времени.
Согласно предусмотренному законодательству:
- сотрудниками правоохранительных органов не расследуются уголовные дела дистанционным способом с других регионов РФ, для дачи любых показаний, представления сведений Вам необходимо будет явиться в местный отдел полиции, следственного комитета;
- сотрудники банков не должны запрашивать у Вас данные банковских карт, цифровые коды, поступившие на Ваш номер телефона;
- медицинские работники не могут сообщать диагноз по телефону, требовать приобрести лекарственные препараты (БАДЫ), различные аппараты здоровья;
- сотрудники государственного Пенсионного фонда России не сообщают по телефону о неожиданных денежных поступлениях, не запрашивают по телефону персональные данные и номера банковских карт, не посещают граждан на дому, не оказывают государственные услуги на дому, не проводят опросов на улице.
По вопросам выплаты денежного довольствия мобилизованным гражданам необходимо обращаться в Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации. Адрес электронной почты – erc@mil.ru. Телефон горячей линии – 8 (800) 737-7-737.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Усть-Удинском, Осинском, Боханском, Качугском и Жигаловском районах
ТЕЛЕФОННЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА И МОШЕННИЧЕСТВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Консультационный пункт
по защите прав потребителей
в пос. Усть-Ордынский
8(395 41) 310-78
Единый консультационный центр Роспотребнадзора –
8-800-555-49-43