Мэр района
график приема граждан
Понятие, задачи и основные направления деятельности прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняют иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Федерального закона о прокуратуре РФ").
Осуществление прокурорского надзора - основополагающая функция прокуратуры.
Прокурорский надзор - деятельность прокуратуры по проверке соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Задача прокурорского надзора состоит в том, чтобы выявить незаконные акты, издаваемые перечисленными субъектами надзора, установить нарушителей закона, принять меры для устранения нарушений и обстоятельств, способствовавших его совершению.
Прокурорский надзор осуществляется по направлениям:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Полномочия прокуратуры для реализации надзорных функций:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
Акты прокурорского надзора прокурор использует для реагирования на выявленные нарушения.
Протест на противоречащий закону правовой акт, в случае установления факта нарушения закона, прокурор или его заместитель приносит в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.
Представление - акт прокурорского реагирования с требованием об устранении нарушений закона, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении выносится в случаях установления обстоятельств его совершения и передается на рассмотрение уполномоченного на то органа или должностного лица.
Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится в письменной форме прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях и направляется должностным лицам, а при наличии в таких деяниях сведений, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям соответствующих общественных (религиозных) объединений и иным лицам.
Наряду с прокурорским надзором прокуратура осуществляет и другие виды деятельности.
В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор участвует в рассмотрении дел судами, в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда и принимает участие в их рассмотрении в судебном заседании.
Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Государственный обвинитель вправе в порядке и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования.
В целях повышения эффективности борьбы с преступностью и противодействия коррупции Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры осуществляют координацию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов, а также реализуют иные полномочия, установленные федеральными законами
Прокуратура в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Прокуратура участвует в правотворческой деятельности. При установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов прокуратура вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.