Геннадий Алексеевич Осодоев

Мэр района

график приема граждан

Защита прав налогоплательщиков

В соответствии с частью 1 статьи 137 Налогового кодекса РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Каждому налогоплательщику гарантируется административная и судебная защита его прав и законных интересов.

Административный способ защиты заключается в обжаловании ненормативных правовых актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Обжалованы могут быть только нарушающие права налогоплательщика акты налоговых органов, действия или бездействия должностных лиц. При этом административный порядок разрешения споров может быть как апелляционный, так и обычный:

1. Апелляционный порядок применяется в отношении актов, не вступивших в законную силу.

2. Обычный порядок применяется в отношении актов, вступивших в законную силу.

В зависимости от того, какой порядок применяется, различаются сроки подачи и рассмотрения жалобы.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, апелляционная жалоба - до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В жалобе должны быть указаны:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

Могут также указываться номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. К жалобе могут быть приложены подтверждающие указанные в ней доводы документы.

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы он может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом по ходатайству лица, подающего жалобу.

В части в течение пяти дней со дня получения жалобы вышестоящий налоговый орган оставляет ее без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:

1) жалоба не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба подана после истечения срока ее подачи, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;

3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет ее без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение такового, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня их получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 дней.

В течение трех дней со дня принятия решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу.

Необходимо знать, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако если рассматривающий ее налоговый орган имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, то их исполнение может быть приостановлено.

Достоинствами административного способа защиты являются его быстрота и низкая стоимость финансовых затрат. Возможным недостатком является низкая эффективность в случае наличия коррумпированности на различных уровнях управления налоговыми органами. В последнем случае лучше прибегнуть к судебному способу защиты своих прав.

Преимуществом судебного способа разрешения споров является наличие четкой определенности всех стадий судопроизводства, регламентируемой процессуальным законодательством. При этом следует учитывать и возможные недостатки - высокие расходы, связанные с ведением судебного процесса (оплата судебных издержек, выражающихся в государственной пошлине и услугах представителя).

Прибегая к судебному способу защиты, необходимо решить вопрос выбора подведомственности. Ответ на него можно найти как в Налоговом кодексе РФ, так и в Гражданском и Арбитражном процессуальных кодексах РФ.

Важно помнить, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган, а также в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки.

В судебном порядке также могут быть обжалованы акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб).

Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения установленного срока принятия решения.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом.

Дата создания: 11-11-2013
Дата последнего изменения: 11-11-2013
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: